Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Эрудит. Русский язык с увлечением»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эрудит. Русский язык с
увлечением»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа рассчитана на 4 года обучения (134 учебных часа). Занятия
проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Программа
построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 6,5-10 лет,1-4
классы).
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать
познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Программа Эрудит. Русский язык с увлечением»предназначена для внеурочной
деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее
актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности,
познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности
каждого учащегося.
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и
соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе
предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение
учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко
разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная.
Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить
эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя
приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
2 часть – рабочая.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют
различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх,
которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания,
мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и
желание других.
3 часть – завершающая.
Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и
закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы
прощания, рефлексия.
В программе выделены 3 блока:
1 блок «От А до Я» рассчитан на 1 год обучения. Дети знакомятся со звуками и буквами,
их различием, учатся грамоте.
2 блок «Секреты русского языка» рассчитан на 2 и 3 год обучения. Он включает в себя
изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: фонетики,
орфографии, словообразования, лексики, морфологии.
3 блок «К тайнам слова» рассчитан на 4 год обучения. Дети подробно, в занимательной
форме изучают синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы. Большое внимание уделяется
изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных
детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.
В каждый блок включены уроки речевого творчества с целью развития активного
самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.
Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения
прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции

учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры
человека.
ЗАДАЧИ КУРСА
- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач
и продолжения образования;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства
языка в соответствии с условиями общения;
- овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места;
составлять логические высказывания разной степени сложности;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение
познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;
I ступень (1 год обучения)
научить анализировать и кратко характеризовать звуки речи;
дать понятие «буквы», научить соотносить звуки и буквы;
научить отличать гласные и согласные звуки;
научить детей делить слова на слоги, определять место ударения;
научить детей работать над проектом «Мой алфавит»;
упражнять в сочинении сказочных историй про буквы;
воспитывать умение сопереживать, прийти на помощь;
II ступень (2 год обучения)
дать представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии,
словообразовании, лексике;
научить пользоваться словарями русского языка;
научить писать сочинения-миниатюры;
воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;
III ступень (3 год обучения)
углубить представления детей об основных разделах русского языка: фонетике,
орфографии, словообразовании, лексике;
дать представление о морфологии;
использовать словари русского языка;
научить составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;
воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;
IV ступень (4 год обучения)
развить интерес к изучению тайн русского языка;
воспитать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и
необычное;
углубить уже имеющиеся знания о лексике;
изучить и исследовать конкретные лексические понятия;
способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся;
научить овладеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме
повествования и описания;
научить обобщать, делать выводы;
стимулировать стремление уч-ся к самостоятельной деятельности;
воспитывать ответственность, самостоятельность.
Ожидаемые результаты обучения по программе:

учащиеся должны
1 год обучения
научиться анализировать и кратко характеризовать звуки речи;
усвоить понятие «буквы», научиться соотносить звуки и буквы;
научиться отличать гласные и согласные звуки;
научиться делить слова на слоги, определять место ударения;
научиться работать над проектом «Мой алфавит»;
научиться сочинять сказочные истории про буквы;
научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним.
2 год обучения
должны получить представления об основных разделах русского языка: фонетике,
орфографии, словообразовании, лексике;
научиться пользоваться словарями русского языка;
научиться писать сочинения-миниатюры;
научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним
3 год обучения
углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии,
словообразовании, лексике;
получить представление о морфологии;
научиться пользоваться словарями русского языка;
научиться составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;
научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга
4 год обучения
знать об основных терминах, связанных с лексикой;
знать откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;
уметь правильно употреблять изученные слова в речи;
уметь подбирать синонимы и антонимы;
уметь различать слова- паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.
Формы и методы работы.
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными
особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям».
Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и
малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей,
закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки,
конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и
умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что
сказать, как выиграть.
Виды игр:
на развитие внимания и закрепления терминологии;
игры-тренинги;
игры-конкурсы (с делением на команды);
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуально-познавательные игры;
интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке
должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

сказочные сюжеты уроков;
сочинение своих сказок.
Учебно-тематический план.
№

Темы занятия

1 год обучения.
1 блок «От А до Я»
От звука к букве.
1
Игровое занятие. Зачем нужна речь?
2
Поговорим о гласных и согласных звуках.
3
Путешествие в мир гласных звуков.
4
Путешествие в мир согласных звуков.
5
Игровое занятие «Я знаю звуки речи»
6
Игры с буквами Л-М и звуками, которые они обозначают.
7
Встреча с буквой Н. Игра (Н) или (Н,).
8
В гостях у сказки «Про букву Р».
9
Подружитесь вместе с нами: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е.
10
Зачем нам нужен ь?
11
В гостях у парных согласных З-С, Б-П.
12
В гостях у парных согласных Г-К, Д-Т.
13
В гостях у парных согласных В-Ф, Ж-Ш.
14
Знаем твердо жи и ши пишем только с буквой и.
15
Знаем твердо ча и ща пишем только с буквой а.
16
Знаем твердо чу и щу пишем только с буквой у.
Раскрываем тайны букв Ё, Е, Ю, Я в начале слова, после
17
гласных.
18
Внимание! Ъ и ь разделительные знаки.
19
Занятие-конкурс «Что мы знаем о звуках и буквах»
20
Отгадываем загадки о буквах.
21- 22 Сочиняем загадки о буквах.
23
Встреча с буквой й.
24
В гостях у шипящих.
25
Город Буквоград.
Мой алфавит (работа над проектом)
26
Мой алфавит. Начало работы над проектом.
27
Мой алфавит. Создание книжки – малышки.
28
Мой алфавит. Оформление книжки – малышки.
29
Мой алфавит. Презентация проектов.
Уроки речевого творчества.
30
«Что такое творчество?»
31
«Я и мое настроение»

Колич
ество Дата проведения
часов
По
Фактичес
плану кая

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1

«Мои летние каникулы»
Итоговое занятие «Спасибо, азбука!»
Итого: 33 часа
2 год обучения.
2 блок «Секреты русского языка»
В мире фонетики
1-2. Что изучает фонетика?
3.
Легко ли быть согласным звуком?
4 -5 Мягки ли мягкие согласные?
6.
Звук под «маской».
7.
Парные и непарные согласные.
8.
Самый долгий слог.
9- 10. Буквы в слове переставим – много новых слов составим.
11- 12. Деление слов на слоги.
13.
Урок-игра: «Все о фонетике»
Уроки речевого творчества
14
«Автопортрет»
15.
«Моя дружная семья»
В мире орфографии.
16- 17. Зачем изучать графику?
18.
Писать ли, как слышится, или что такое орфография?
Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н.
19- 20
Орфографический словарь.
21.
В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.
22.
Про чк, чн, чт, нч, рщ…
23.
Ъ и Ь – помощники в словах
24.
Перенос слов.
25 - 26 Правописание гласных и согласных в корне слова
В мире словообразования
27- 28. Корень- родоначальник, или что такое словообразование?
В мире слов, или что такое лексика?
29- 30. К тайнам слова. Синонимы.
31 - 32 К тайнам слова. Антонимы.
33.
Игры в слова и со словами.
Итоговое занятие.
34
Викторина «Знаешь ли ты русский язык?»
Итого: 34 часа
3 год обучения.
2 блок «Секреты русского языка»
В мире фонетики
1.
Загадки согласных.
2- 3. Удивительные гласные.
4- 5 Забавные игры со слогами.
Уроки речевого творчества.
6.
Рисование и составление рассказа на тему: «Я люблю…»
7.
Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка.
32
33

1
1

2
1
2
1
1
1
2
2
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1

1
2
2
1
1

Сочинение и рисование на тему: «Мой друг»
В мире орфографии
9 - 10 Зоркий глаз. Орфограммы в словах.
11- 12 В мире словообразования.
13.
Как разобрать и «собрать»слово?
Как откопать древний корень, или этимологический
14
разбор.
В мире морфологии
15- 16 Колонны слов, или что такое морфология
17- 18 В гостях у существительного!
19 - 20 Здравствуй, имя прилагательное!
21 - 22 Его величество – Глагол!
23 - 24 Универсальные заменители: поговорим о местоимении
25
Слова-помощники
Урок-игра: «Части речи все нужны! Части речи все
26
важны!»
В мире слов, или что такое лексика?
27
В стране синонимов.
28
В стране антонимов.
29
В стране омонимов.
30 - 31 Многозначность слова.
32
КВН «В мире слов».
33
Игры в слова и со словами
34
Урок-игра «Мой любимый русский язык»
Итого: 34часа
4 год обучения
3 блок «К тайнам слова»
1.
Лексическое значение слова.
2 - 3 Прямое и переносное значение слова.
4 - 6 Ударение меняет значение.
7- 8. Пестрое семейство синонимов
9 - 10. Великое противостояние антонимов.
11 Слова-двойники. Омонимы.
12.
13 Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.
14.
15 Похожи, но не одинаковы. Паронимы.
16.
17.
Из глубины веков. Архаизмы.
18.
Устойчивые сравнения.
19 Фразеологические сочетания.
21.
22.
Шарада
23.
Поиграем в слова
24.
Откуда ты, имя?
25.
Отчество и фамилия
8.

1
2
2
1
1
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1

1
2
3
2
2
2
2
2
1
1
3
1
1
1
1

26.
27 28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Времена года
Крутится-вертится шар голубой

1

В гостях у сказки

2

Что нужно школьнику
Скатерть-самобранка
Растения- почему их так называют? Составление
словарика на тему: «Растения»
Птицы и звери — почему их так называют?
О том, что мы носим.
Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».
Итого: 34 часа

1
1
1
1
1
1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1 год обучения. 1 блок «От А до Я» — 33ч.
От звука к букве-24ч.
Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление
числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним
или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков.
Деление слова на слоги. Определение места ударения.
Различение звука и буквы. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных
звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего
согласного.
Мой алфавит (работа над проектом) – 4ч.
Знакомство с русским алфавитом. Правильное называние букв русского алфавита.
Алфавитный порядок слов. Работа над проектом. Создание книжки-малышки «Мой
алфавит».
Уроки речевого творчества – 3ч.
«Что такое творчество?» (Раскрытие сущности творчества. Сочинение рассказов,
чистоговорок, фантастических историй. Словотворчество.).
«Я и мое настроение» (Разговор о разных чувствах, веселом и грустном настроении
человека. Беседа по рассказу В. Драгунского «Заколдованная буква». Сочинение на тему
«Весело, грустно». Рисование веселых и грустных рисунков.).
«Мои летние каникулы». Сочинение и рисование по данной теме.
Итоговое занятие «Спасибо, Азбука!» — 1ч
Праздничное представление детей, исполняющих роли букв алфавита.
2 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» — 34ч.
В мире фонетики – 13ч
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных
гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и
непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков,
определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение
качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный;
согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парныйнепарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в
соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический
разбор слова.
Уроки речевого творчества – 2ч
«Автопортрет» (Беседа о человеке, его внешности, о характере. Составление сочиненияминиатюры на тему «Какой я?». Рисование автопортрета. Игры на отгадывание имен.).
«Моя дружная семья» (Беседа о самых близких людях, дружной семье. Рисование своей
семьи. Подготовка сочинения-миниатюры «Моя семья», «Мы с мамой и папой на
прогулке».).
В мире орфографии – 11ч
Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря.
Игры на применение правил правописания:
сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
сочетания чк-чн, чт, щн;
перенос слов;
правописание гласных и согласных в корне слова;

разделительные Ь и Ъ
В мире словообразования – 2ч
Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных
слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с
помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
В мире слов, или что такое лексика? – 5ч
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых
требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и
антонимов. Игры в слова и со словами.
Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» — 1ч
Смотр знаний по русскому языку.
3 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» — 34ч
В мире фонетики – 6 ч
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных
гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и
непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков,
определение парных и непарных по звонкости-глухости согласны звуков. Определение
качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный;
согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парныйнепарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в
соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический
разбор слова. Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения.
Забавные игры со слогами.
Уроки речевого творчества – 3ч
Рисование и составление рассказа на тему «Я люблю…» (Разговор о том, кого и что любят
дети. Работа с фразеологизмами. Составление рассказа с пиктограммами на тему «Я
люблю…», «Что я люблю?».
Рисование на тему «Я люблю…»). Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка (Разговор
с детьми о любимых игрушках. Игры с игрушками и загадки об игрушках. Рассказ
учителя «Из истории матрешки», составление словарика, выполнение рисунков к словам.
Составление рассказа и рисование любимой игрушки.).
Сочинение и рисование на тему «Мой друг» (Разговор о дружбе, о важности умения
дружить, быть хорошим другом. Пословицы о дружбе, стихи. Сочинение-миниатюра на
тему «Мой друг». Рисование друга, подруги).
В мире орфографии – 2ч
Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения. Формирование
орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на
применение правил правописания:
сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
сочетания чк-чн, чт, щн;
перенос слов;
правописание гласных и согласных в корне слова;
разделительные Ь и Ъ
В мире словообразования- 5ч
Совершенствование умения различать однокоренные слова и различные формы одного и
того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.
Разбор слова по составу. Этимологический разбор.

В мире морфологии – 7ч
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог,
союз, частица. Значение частей речи и употребление их в речи.
В мире слов, или что такое лексика? – 10ч
Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Знакомство с омонимами.
Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов. Применение
словарей.
Итоговое занятие. Урок-игра «Мой любимый русский язык»- 1ч
Смотр знаний по русскому языку.
4 год обучения. 3 блок «К тайнам слова» — 34ч
Лексическое значение слова.-1ч.
Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями
русского языка.
Прямое и переносное значение слова.-1ч.
Особенности прямого и переносного значения слов.
Ударение меняет значение. -2ч.
Особенности русского ударения.
Пестрое семейство синонимов.-2ч.
Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в
речи.
Великое противостояние антонимов.-2ч.
Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в
речи.
Слова-двойники. Омонимы. -1ч.
Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление словомонимов в речи.
Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.-1ч.
Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.
Похожи, но не одинаковы. Паронимы. -1ч.
Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи.
Из глубины веков. Архаизмы.-1ч.
Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание
архаизмов в речи.
Устойчивые сравнения.-1ч
Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения
в речи.
Фразеологические сочетания-3ч.
Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в
речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.
Шарада -1ч.
Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.
Поиграем в слова-1ч.
Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами,
перевертышами.
Откуда ты, имя?-1ч.
Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?
Отчество и фамилия-1ч.
Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).

Времена года -4ч.
Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.
Крутится-вертится шар голубой-1ч.
Что означают названия материков, частей света.
В гостях у сказки.-1ч.
Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.
Что нужно школьнику.-1ч.
Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.
Скатерть-самобранка.-1ч.
Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.
Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения» -1ч.
Откуда пришли названия некоторых растений.
Птицы и звери — почему их так называют?-1ч.
Откуда пришли названия животных.
О том, что мы носим.-1ч.
Что означают названия некоторых предметов одежды.
Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».-1ч.
Обобщение знаний, полученных во время занятий в 3 блоке «К тайнам слова»
Ресурсное обеспечение.
Информационно- методические ресурсы.
Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационнокоммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе.
Школа располагает достаточными техническими средствами: есть телевизор,
музыкальный центр, экран, проектор, компьютер.
Научно-методические ресурсы.
Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и
методические издания, обозначенные в конце программы.
Организационные ресурсы.
Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное
культурно-образовательное пространство.
В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это
поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой
активности.
Наглядность.
В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии,
презентации, словари.

Литература для учителя.
Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный
психолог № 13,2000
Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. –
Ярославль: Академия развития, 1997
Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. – Ш: Знание,1982
Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия
развития, 1997
Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому
языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008
Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО,2009
Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. – М.:Просвещение,1995
Литература для детей.
Чуковский К. И.Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисловие В. Смирновой. – М.:
Дет.лит, 1981
Сказки, загадки. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М:
Русский язык,1981
Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
Полякова А. В. Превращения слов: книга для уч-ся нач. классов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».